Яр Велесов (yarvelesov) wrote,
Яр Велесов
yarvelesov

Categories:
  • Mood:

Леля, Жива, Марена – три лика Богини (ЛАДЫ)

Источник: http://www.rodnovery.ru/stati/49-lelya-zhiva-marena-tri-lika-bogini

Цель этого небольшого исследования – обратить внимание читателей на наличие существенного сходства между тремя Богинями славян – Лелей, Живой и Мареной, и попытаться обосновать отражённое в заглавии предположение: возможно, эти три Богини на самом деле три имени, три лика Одной…

ЛЕЛЯ

Имя этой Богини, по мнению исследователей, родственно словам «лелеять» (заботиться), «люлька» (колыбель), «лелека» (аист; как известно, приносящий детей). В белорусском языке оно звучит как «Ляля», что означает «ребёнок».

Академик Б.А. Рыбаков приводит старинное письменное свидетельство о почитании Лели – в «Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой Горе» (XVI век) сказано: «На том же месте был храм трёх идолов, которых звали Лада, Бода, Леля. К ним простые люди сходились в первый день мая, молитвы им творить и жертвы им приносить». [1] Тот же Б.А. Рыбаков пересказывает сообщение Древлянского о белорусском народном празднике «Ляльник», отмечавшемся 22 кветня (апреля): «Девушки выбирали из своей среды самую красивую и она исполняла роль Лели. Для Лели изготавливалась особая дерновая скамья, которая, очевидно, должна была символизировать землю с начавшей прорастать растительностью. На середину скамьи садилась увенчанная венком Леля, а по сторонам от неё на скамью укладывались приношения (по одну сторону – хлеб, а по другую – кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана). У ног Лели лежали сплетённые венки. Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели, прославляя её как кормилицу и подательницу урожая. По окончании хороводной пляски и пения Леля наделяла девушек венками». [1] Скорее всего, культ Лели связан также с праздником Купалы – во время русалий исполнялись песни с архаичным припевом «О-эв-Леля», «Лелемье» и т.п.

Описание Лелиного Дня, сделанное Древлянским, прямо указывает на наличие у Лели функции Богини плодородия. Работам этого автора доверяют не все, однако, есть и другие свидетельства (правда, косвенные). Во-первых, это даты праздников (22 кветня апреля и 1 травня мая – время бурного весеннего возрождения жизни; Купала – время расцвета природы). Во-вторых – значение имени Богини, которое можно трактовать как «ребёнок» (в этом случае Леля, по-видимому, выступает, помимо прочего, и как олицетворение весенней зелени) или «лелеющая» - то есть, Богиня, заботящаяся о возрождении природы… Обе эти трактовки, на мой взгляд, не противоречат друг-другу.

ЖИВА

Средневековый хронист Гельмольд упоминает Живу (Siva) как главное Божество в земле западных славян – полабов. Имя этой Богини связано со словами «жизнь», «живой» и т.д. и, по-видимому, означает «Живящая», «Дающая жизнь».

А.Н. Афанасьев в своих «Поэтических воззрениях славян на природу» приводит цитату из польской хроники: «Божеству Живее было устроено капище на горе, названной по её имени Живец, где в первые дни мая благоговейно сходился многочисленный народ, к той, которую считал источником жизни, долговременного и благополучного здравствования. Особенно ей приносили жертвы те, которые слышали первое пение кукушки, предсказывавшей им столько лет жизни, сколько раз повторится её голос. Думали, что высочайший владыка Вселенной превращается в кукушку и сам предвещает продолжение жизни». [2]

Приведённый выше отрывок позволяет предполагать, что в глазах наших Предков власть Живы была настолько велика, что эта Богиня могла даже продлить срок жизни, установленный свыше… Дата праздника в её честь указывает на связь Живы с плодородием, об этом же говорит и семантика имени (сравните слова «нажива», «пожива», «жито»). Есть и другие свидетельства: зарубежные авторы XV-XVII вв. изображают Богиню в виде обнажённой женщины с плодами в руках, а в «Mater Verborum» (источнике, конечно, спорном) Жива сопоставлена с Церерой: «Богиня зерна, Церера, Жива».

МАРЕНА

Марена (Морена) в мифологии славян – Богиня смерти. Имя её родственно таким словам, как «мор», «марево» и т.п. Однако, власть над смертью – только одна из функций этой Богини.

Польский хронист XV века Ян Длугош отождествляет Марену (её имя он приводит в форме «Маржана») с римской Церерой. По поверьям лужицких сербов, «В полдень же прохаживается (по Kotmarss0g`у) какая-то Мара, заботясь, чтобы всё хорошо росло, особенно травы: её видали пастухи и приносили ей жертвы, прося у неё помощи своим стадам: зажигали огни и обливали землю молоком, вскипячённым с травами». [3]

В мифологическом словаре даётся такое описание: «Марена, Марана, Морена, Маржана, Маржена в славянской мифологии богиня, связанная (…) с воплощениями смерти (Мара), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя». [4]

Важное место в купальской обрядности занимает уничтожение изображения Марены; по данным этнографии, части этого изображения участники обряда могли относить на огород – для плодородия…

Полагаю, приведённых выше сведений вполне достаточно для того, чтобы с уверенностью говорить о наличии у Марены функции Божества плодородия.

Итак, что мы имеем в итоге? Все три Богини являются Божествами плодородия; пересекаются даты праздников в их честь (1 травня мая – день Лели и Живы; Купала – Лели и Марены). На мой взгляд, Жива (Живящая), Леля (Лелеющая) и Марена (Мертвящая) вполне могут быть не разными Божествами, а разными именами одной Богини…

Мирослав

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.
2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу (в трёх томах).
3. Сербо-лужицкия народные поверия (из бумаг И.И. Срезневского). Живая Старина, СПб.: 1890, вып. 2, с.60
4. Мифологический словарь (под редакцией Е.М. Мелетинского). М.: Советская энциклопедия, 1990 г.

В дополнение из книги "Ночь богов. Тропы незримых" Елизаветы Дворецкой
(стр.85 смотри http://loveread.ec/read_book.php?id=13474&p=85)
по книге https://vk.com/doc163931265_63914797?dl=aaeff240e68e8ce286

Что касается представлений о мировоззрении древних славян и славянской веры, то здесь ясности и определенности еще меньше, чем в чисто исторических вопросах. О богах мы знаем так мало, при этом понимая, что утрачено в тысячи раз больше, чем сохранилось! Продолжая аналогии – это все равно что обнаружить легендарную «янтарную комнату» в виде тонны янтарных осколков россыпью. Автор во многом следует точкам зрения, изложенным в книгах «Русское Родноверие» волхвов Ставра и Велеслава и «Русское язычество и шаманизм» волхва Велимира, представителей современных русских родноверческих общин. Но не только. Взаимоотношения образов Перуна и Ярилы, или Ярилы и Велеса, или Марены и Лады каждый может понимать по-своему, и я не берусь утверждать, что моя точка зрения единственно верная. Я описываю богов так, как я их чувствую. Я исхожу из неразделенности древнего сознания. Лада и Марена составляют пару единых противоположностей, – в то время как земля расцветает (День Богов), земным миром правит Лада, а Марена живет в подземелье. Когда же наступает Ночь Богов и все начинает клониться к увяданию, Лада собирается под землю, чтобы с первым снегом отдать землю под власть Марены. Вместе они составляют пару испостасей Дикой Хозяйки, супруги Велеса. Противопославленная им пара – Макошь, как богиня домашнего очага и «цивилизованной» стороны жизни женского божества, и Перун – хозяин неба, в противоположность Велесу, владыке Того Света и леса (что во многом одно и то же). При том что о Том Свете и о Лесе древний человек задумался раньше, чем поднял голову к небу и обзавелся домашним хозяйством, то и пара Велес – Марена старше, чем Перун – Макошь. Но при этом сам Бог Того Света бывает старым (Велес) и молодым (Ярила). Богиня в то же время как бы «раскладывается» на три ипостаси – Дева, Мать, Старуха – Леля, Лада, Марена. То есть каждый божественный образ отбрасывает проекции в разные плоскости. Это трудно объяснить, это нужно чувствовать. Но и для этой концепции, как для любой другой, в фольклоре можно подобрать систему убедительных доказательств.

Примечания из http://www.velesovkrug.ru/obnovleniya-na-sayte/slavyanskie-bogi-bogi-slavyan-russkie-bogi-panteon-drevnyay.html

ЛАДА (Фрея, Прея, Сив или Зиф) — богиня юности и весны, красоты и плодородия, всещедрая матерь, покровительница любви и браков.
В народных песнях «ладо» до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа; «жены русские вьсплакашась, аркучи: уже нам своих милых ладъ (мужей) ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очами съглядати» (Плач Ярославны).
Наряд Фреи сияет ослепительным блеском солнечных лучей, красота ее очаровательна, а капли утренней росы называются ее слезами; с другой стороны, она выступает воинственной героинею, носится в бурях и грозах по небесным пространствам и гонит дождевые тучи. Кроме того — это богиня, в свите которой тени усопших шествуют в загробный мир. Облачная ткань есть именно та пелена, на которой душа, по смерти человека, возносится в царство блаженных.
По свидетельству народных стихов, ангелы, являясь за праведною душою, принимают ее на пелену и несут на небо. Культом Фреи-Сивы объясняется суеверное уважение, питаемое русскими простолюдинами к пятнице, как дню, посвященному этой богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, по пословице, будет пятиться.
У древних славян береза, олицетворявшая богиню Ладу, считалась священным деревом.

ЛЕЛЯ (Лелия, Лелио, Лель, Ляля) — божество весны и молодости из свиты Лады, побуждающее природу к оплодотворению, а человека к брачным союзам. Он старший сын Лады, сила его состояла в воспламенении любви.
Иногда изображался он в виде златовласого пламенного крылатого младенца. Он метал из рук искры, воспламеняя любовь. По молодости лет своих, Лель порой просто забавляется любовью, хотя делает это из добрых побуждений — для него это веселая игра.
Появляется Лель весной, живет вместе со своим братом Полелем в лесу. Вместе они выходят утром встречать Ярило. Свирель Леля можно услышать в Купальскую ночь.

МОРЕНА (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара) — богиня смерти, зимы и ночи. Она олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть — черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.
Русские памятники изображают Смерть или страшилищем, соединяющим в себе подобие человеческое и звериное, или сухим, костлявым человеческим скелетом с оскаленными зубами и провалившимся носом, почему народ и называет ее курносою.
Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали обряд изгнания Смерти или Зимы и повергали в воду чучело Мораны. Как представительница зимы Морана побеждается весенним Перуном, который разит ее своим кузнечным молотом и на все летнее время низвергает ее в подземную темницу.
Согласно с отождествлением Смерти с грозовыми духами, древнее верование заставило этих последних исполнять ее печальную обязанность. Но так как громовник и его спутники являлись и устроителями небесного царства, то понятие о Смерти раздвоилось, и фантазия изображала ее то существом злым, увлекающим души в подземный мир, то посланницею верховного божества, сопровождающею души усопших героев в его небесный чертог.
Болезни рассматривались нашими предками как сопутницы и помощницы Смерти.
Tags: Боги славян, Богини славян, Жива, Лада, Леля, Марена
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments